Рак желудка

Лечение рака желудка

Среди онкологических заболеваний опухоли ЖКТ крайне распространены. При раке желудка злокачественное образование развивается из клеток слизистой оболочки желудка, которые начинают бесконтрольно делиться. Болезнь обнаруживается чаще у всего у пациентов в возрасте 40-70 лет.

Особенностью рака желудка является быстрое образование метастаз в соседствующих с ним органах. В этом случае лечение болезни становится более сложным, поэтому очень важно диагностировать ее на самой ранней стадии.

Помимо «нулевой» стадии, когда опухолевые клетки только начинают размножаться, выделяют четыре стадии заболевания:

• 1 стадия — опухоль четко ограничена от здоровых тканей, не проникает вглубь.
  • 2 стадия — опухоль еще имеет отличимые контуры и приподнятые края, прорастает в мышечные стенки, распространяется на ближайшие лимфоузлы.
  • 3 стадия — опухоль не отделена четкими границами от стенки органа. Она разрастается за пределы желудка, затрагивая другие органы, сильно поражает лимфатические узлы.
  • 4 стадия — диагностируются отдаленные метастазы в других органах и тканях.

Причины развития рака желудка

Точные причины развития онкозаболеваний, в том числе рака желудка, до сих пор остаются медицинской загадкой.

Перерождение клетки в злокачественную происходит из-за определенных в ней мутаций, этиологию которых определить очень сложно.

Важным фактором риска развития заболевания считается бактерия хеликобактер пилори. У пациентов с хроническим гастритом и язвенной болезнью вероятность развития злокачественного новообразования выше в несколько раз.

Лечение

К лечению заболевания относятся такие методы, как оперативное вмешательство, химиотерапия, таргетная и лучевая терапия. Выбор метода зависит от стадии рака желудка, наличия сопутствующих заболеваний пациента, его индивидуальных особенностей.

В связи с тем, что раку желудка характерно длительное бессимптомное течение, очень часто опухоль выявляют уже на IV стадии, когда прогноз на выздоровление неблагоприятный.  Помните, что лечение злокачественных новообразований максимально эффективно на ранних стадиях. Поэтому для своевременной диагностики рекомендуется ежегодно посещать врача-онколога или врача-гастроэнтеролога с целью профилактического обследования, даже если состояние вашего здоровья не вызывает у вас опасений.

Симптомы рака желудка

Долгое время заболевание может протекать бессимптомно или иметь неспецифическую симптоматику. По это причине его чаще всего обнаруживают случайно во время гастроскопии, которую пациент проходит по каким-то иным показаниям. Первые симптомы рака желудка напоминают признаки гастрита или язвенной болезни

Боли в животе

Потеря аппетита

Рвота с примесью крови

Слабость, головные боли

Быстрое насыщение после приема пищи

Чувство тяжести и распирание в верхней части живота

Экспресс диагностика хеликобактериоза (во время гастроскопии)
Биопсия пищевода с помощью эндоскопии
Биопсия двенадцатиперстной кишки с помощью эндоскопии
Биопсия тонкой кишки эндоскопическая
Биопсия ободочной кишки эндоскопическая
Биопсия желудка с помощью эндоскопии
Эзофагогастродуоденоскопия (ФГДС диагностическая (фиброгастродуоденоскопия))
Удаление полипа толстой кишки эндоскопическое
Эндоскопическое удаление полипов из пищевода
Эндоскопическое электрохирургическое удаление новообразования желудка
Удаление полипа тонкой кишки эндоскопическое
Видеоколоноскопия (ФКС диагностическая (фиброколоноскопия))
Тотальная внутривенная анестезия

Как диагностируется рак желудка?

Обследование пациента начинается с приема врача, во время которого доктор узнает жалобы пациента, его анамнез и проводит физикальный осмотр. При подозрении на заболевание пациенту в первую очередь назначается самый информативный метод диагностики злокачественных опухолей желудка — гастроскопия.

Обследование позволяет осмотреть слизистую оболочку пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, определить патологию, оценить расположение и размеры опухоли, взять образцы ткани для анализа.

Если по результатам биопсии подтверждается злокачественный процесс, то назначают инструментальные исследования, которые помогают уточнить стадию заболевания, определить глубину прорастания опухоли в ткани и ее распространение в соседние ткани и лимфоузлы, а также определиться с тактикой лечения. К ним относятся: эндо-УЗИ (эндосонография); рентгенография пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки с контрастным раствором; УЗИ органов брюшной полости; КТ органов грудной клетки, брюшной полости, малого таза (с контрастированием); МРТ; диагностическая лапароскопия.

Какие могут быть осложнения?

Главное осложнение рака желудка, характерное для последних стадий заболевания, – метастазы, которые с кровью проникают в другие органы: печень, лёгкие, кости, яичники. Это осложнение в свою очередь может стать причиной асцита (скопление жидкости в брюшной полости) и кишечной непроходимости.

Также на последних стадиях у пациента возможно открытие желудочного кровотечения из-за разрыва сосуда, в который проросла опухоль. Обычно оно проявляется рвотой с кровью или черным калом, но может быть и скрытым – такой вид кровотечения определяется во время диагностики по другим показаниям.

Какие прогнозы на выздоровление?

Прогноз заболевания в первую очередь зависит от того, на какой стадии оно было выявлено, типа опухоли и ее роста, количества пораженных лимфатических узлов. Если рак желудка был диагностирован в ближайшее время после возникновения и лечение было начато в короткие сроки, то шансы на выздоровление очень высоки.

Начиная с III стадии прогноз становится неблагоприятным. Симптомы рака желудка чаще всего выражены уже на IV стадии, поэтому он зачастую обнаруживается в это время, когда опухоль уже метастазирует.

Как избежать рака желудка?

К мерам профилактики можно отнести своевременную диагностику и лечение инфекции хеликобактер пилори, лечение предраковых состояний, правильное питание, отказ от вредных привычек (злоупотребление алкоголем и курение).