Холецистит

Лечение холецистита

Холецистит – заболевание, которое характеризуется воспалением стенок желчного пузыря, это одно из самых распространенных патологий органов пищеварения. Желчный пузырь ­– орган, который располагается на поверхности печени, накапливает и выделяет желчь после приема пищи, участвуя в процессе пищеварения. Почему в нем может развиться патологический процесс? Чаще всего воспаление становится следствием бактериальной или вирусной инфекции, застоя желчи, глистной инвазии.

Заболевание может протекать в хронической и острой формах:

• Острый холецистит – внезапное воспаление желчного пузыря, которое в большинстве случаев развивается из-за камней в желчном пузыре или при застое в нем желчи и приводит к нарушению пищеварения и сильным болям в животе.
  • Хронический холецистит – длительное, вялотекущее, но прогрессирующее воспаление желчного пузыря, которое приводит к застою желчи, нарушению пищеварения и образованию камней.

Причины развития холецистита

Хроническое заболевание может развиться после перенесённого пациентом острого холецистита, но чаще всего появляется независимо и прогрессирует в течение длительного времени.

Факторы развития заболевания:

• инфицирование патогенными микроорганизмами и паразитами;
  • нарушение режима питания, употребление жирной, жареной пищи;
  • малоподвижный образ жизни;
  • вредные привычки – курение, злоупотребление спиртными напитками;
  • наследственный фактор;
  • сахарный диабет первого и второго типа;
  • ожирение;
  • беременность;
  • стресс.

Симптомы холецистита

При хроническом холецистите периоды бессимптомного течения болезни сменяются периодами обострения с выраженными признаками заболевания. К ним относятся:

• тупая, ноющая боль в правом подреберье после еды, отдающая в область правого плеча и шеи;
  • слабость, лихорадка во время приступов боли;
  • изжога, горький вкус во рту, постоянная отрыжка;
  • желтушность склер или кожи;
  • темный цвет мочи и светлый цвет кала;
  • рвота, тошнота;
  • вздутие живота, нарушение дефекации;
  • интенсивная потеря веса.

Симптомы острого холецистита

Острый холецистит имеет ярко выраженную симптоматику: появляется резкая боль, которую называют «печёночными коликами».  Болевые ощущения чаще всего начинаются после приема жирной пищи, сопровождаясь тошнотой.

Признаки холецистита ошибочно можно принять за симптомы заболеваний сердца и других внутренних органов – поставить верный диагноз и назначить лечение может только врач, поэтому при первых симптомах заболевания необходимо незамедлительно обратиться к специалисту

Лихорадка, тахикардия

Резкая слабость

Привкус горечи во рту

Желтушность склер и кожи

Тошнота и рвота без последующего облегчения

Внезапный приступ болей в правом подреберье

Экспресс диагностика хеликобактериоза (во время гастроскопии)
Биопсия двенадцатиперстной кишки с помощью эндоскопии
Биопсия пищевода с помощью эндоскопии
Биопсия тонкой кишки эндоскопическая
Биопсия ободочной кишки эндоскопическая
Биопсия желудка с помощью эндоскопии
Эзофагогастродуоденоскопия (ФГДС диагностическая (фиброгастродуоденоскопия))
Удаление полипа толстой кишки эндоскопическое
Эндоскопическое удаление полипов из пищевода
Удаление полипа тонкой кишки эндоскопическое
Эндоскопическое электрохирургическое удаление новообразования желудка
Видеоколоноскопия (ФКС диагностическая (фиброколоноскопия))
Тотальная внутривенная анестезия

Как диагностируется холецистит?

Тщательный осмотр врача и физикальный осмотр с пальпацией живота – первый этап обследования пациента с подозрением на холецистит. Для подтверждения предварительного диагноза назначается лабораторное и инструментальное обследование. К лабораторному относятся: общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, бакпосев, копрограмма, исследования на выявление паразитов в организме, биохимический анализ желчи.

Самым информативным инструментальным исследованием в диагностике холецистита, которое дает больше всего информации о заболевании, является УЗИ желчного пузыря. С его помощью можно определить точные размеры органа, патологические изменения, выявить камни в органе и протоках. Кроме этого пациенту могут быть назначены рентгенография, КТ, МРТ, гастроскопия, ЭКГ.

При тяжелом течении заболевания пациенту может быть назначена лапароскопия, которая позволяет дать максимально точную оценку состояния органа.

Какие бывают осложнения у холецистита?

Несвоевременное обращение к врачу при первых признаках холецистита или самолечение чревато серьезными осложнениями.

Патологический процесс, сохраняющийся в течение длительного времени, может привести к воспалению желчных протоков, прилегающих лимфоузлов, двенадцатиперстной кишки, брюшины; разрыву желчного пузыря; гнойному воспалению пузыря; реактивному гепатиту.

Самым опасным осложнением холецистита является заражение крови в случае, если бактерии попадут в кровоток. При несвоевременном лечении сепсис может привести к летальному исходу.

Какие прогнозы на выздоровление?

Прогноз выздоровления зависит от того, с какой степенью поражения желчного пузыря обратился пациент к врачу, а также результатов последующего лечения. При начатой терапии при первых симптомах заболевания и соблюдения всех рекомендаций врача, пациенту можно рассчитывать на скорое выздоровление.

Как избежать появления холецистита?

Главной профилактикой заболевания является правильное питание (исключение из рациона жирных, жареных, острых блюд), отказ от курения и злоупотребления алкоголем, умеренные физические нагрузки.

Если у вас диагностированы аномалии внутренних органов, необходимо наблюдение у специалиста с целью своевременного выявления застоя желчи в желчном пузыре. При любом воспалительном процессе в организме стоит, не теряя времени и не надеясь, что все пройдет само, обращаться к врачу.