Гепатозы

Лечение гепатоза

Гепатоз (также называется жировой гепатоз или жировая дистрофия печени) — невоспалительное заболевание, при котором в клетках печени накапливается жир. Причиной этому могут стать употребление жирной пищи, алкоголя, прием некоторых медикаментов, иногда этот процесс связан с метаболическим синдромом (ожирение, гипертония, повышенный уровень сахара и холестерола в крови). Заболевание излечимо при корректировке питания и снижении лишнего веса – печень приходит в прежнее состояние вместе со всем организмом.

В зависимости от причины повреждения печени выделяют две группы заболеваний: неалкогольную жировую болезнь печени (НЖБП) и алкогольную болезнь печени (АБП). Гепатоз – это начальная стадия патологических процессов, происходящих в печени. Каждое из этих заболеваний может привести к воспалительным процессам, прогрессировать до фиброза (формирование рубцовой ткани внутри печени), цирроза (замещение клеток печени соединительной тканью) и рака печени.

Причины развития гепатоза

Главная причина развития и прогрессирования неалкогольной жировой болезни печени – нездоровый образ жизни:

• переедание;
  • прием жирной пищи;
  • питание полуфабрикатами;
  • прием рафинированных углеводов (сахар, кондитерские и хлебобулочные изделия);
  • малоподвижный образ жизни;

Кроме этих факторов существуют и другие:

• вегетарианство (из-за расстройства углеводного обмена при дефиците животного белка);
  • метаболический синдром (ожирение, гипертензия, гипергликемия);
  • заболевания: сахарный диабет, подагра, гипертензия и атеросклероз;
  • воздействие лекарств, токсинов или наркотических средств.

Главная причина алкогольной болезни печени - употребление алкоголя. Однако в развитии заболевания играет роль не только количество применяемого алкоголя, но и его вид, наличие индивидуальной и генетической предрасположенности, инфицирования вирусами гепатита B и С.

Симптомы гепатоза

Ожирение

Расстройство пищеварения

Повышение артериального давления

Длительное повышение температуры

Общая слабость, повышенная утомляемость

Боль или дискомфорт в области правого подреберья

Экспресс диагностика хеликобактериоза (во время гастроскопии)
Биопсия пищевода с помощью эндоскопии
Биопсия ободочной кишки эндоскопическая
Биопсия двенадцатиперстной кишки с помощью эндоскопии
Биопсия тонкой кишки эндоскопическая
Биопсия желудка с помощью эндоскопии
Эзофагогастродуоденоскопия (ФГДС диагностическая (фиброгастродуоденоскопия))
Удаление полипа толстой кишки эндоскопическое
Эндоскопическое удаление полипов из пищевода
Эндоскопическое электрохирургическое удаление новообразования желудка
Удаление полипа тонкой кишки эндоскопическое
Видеоколоноскопия (ФКС диагностическая (фиброколоноскопия))
Тотальная внутривенная анестезия

Каким образом можно выявить заболевание?

Еще во время сбора анамнеза врач может заподозрить развитие гепатоза у пациента, расспрашивая его об образе жизни, режиме питания, вредных привычках, физической активности. Однако важная роль в оценке состояния печени принадлежит лабораторной диагностике, а именно биохимическому анализу крови. Кроме этого врач может назначить УЗИ органов брюшной полости, КТ и МРТ печени, биопсию.

Какие прогнозы на выздоровление?

Жировой гепатоз носит обратимый характер, поэтому на ранних стадиях имеет благоприятный прогноз. При устранении причины гепатоза печень может прийти в нормальное состояние. Однако если не заниматься лечением, то при длительном развитии заболевания в печени возникает воспаление, которое приводит к фиброзу, циррозу, онкологии. Именно поэтому важна ранняя диагностика и терапия заболевания.

Как лечатся гепатозы?

Терапия жировых гепатозов предполагает в первую очередь изменение образа жизни: правильное питание и физическую активность. Во-первых, необходимо ограничить прием жирной и жареной пищи. Во-вторых, следует питаться разнообразно, включить в свой рацион омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, а также продукты, богатой растительной клетчаткой.

Пациентам с метаболическими нарушениями необходимо следить за показателями своего здоровья: больным сахарным диабетом контролировать уровень сахара в крови; для пациентов с нарушениями липидного обмена – уровень холестерина.