Асцит

Лечение асцита

Асцитом называется синдром, при котором в брюшной полости накапливается жидкость.

В норме там всегда присутствует небольшое количество жидкости как следствие естественного процесса фильтрации крови через сосуды.

При патологических процессах жидкость начинается вырабатываться излишне или перестает всасываться – в результате она накапливается в брюшной полости, оказывая давление на внутренние органы и негативно влияя на их работу.

Существует две главные разновидности синдрома, о которых следует знать больному асцитом:

• асцит, поддающийся лечению лекарствами;
  • рефрактерный асцит – не поддающийся медикаментозной терапии (или поддающийся на короткое время).

Причины развития асцита

Асцит - состояние вторичное, то есть является осложнением определенных заболеваний. В зависимости от вида болезни различаются механизмы развития асцита.

Самые распространенные причины асцита:

• цирроз и другие тяжелые заболевания печени (асцит вызывается повышенным давлением в портальной вене, собирающей кровь от органов брюшной полости);
  • сердечно-сосудистые заболевания (приводят к застою крови в левом круге кровообращения, вследствие чего внутрибрюшная жидкость начинает вырабатываться интенсивнее);
  • злокачественные опухоли (при раке печени механизм тот же, что и при циррозе и других заболеваниях печени, а при злокачественных опухолях других органов асцит возникает из-за поражения брюшины раковыми клетками).

Реже встречающиеся причины асцита:

• заболевания почек (ухудшение всасывания жидкости происходит из-за массивной потери белка);
  • туберкулез (асцит появляется из-за воспаления лимфотических узлов в брюшной полости);
  • хронический панкреатит (асцит особенно характерен для людей, злоупотребляющих алкоголем или длительно голодающих).

Симптомы асцита

Признаки асцита во многом зависят от заболевания, которое стало причиной его возникновения. Однако существует набор симптомов, характерный для всех случаев. Обратите внимание, что такие признаки асцита как боли в животе, тошнота похожи на симптомы других, не таких серьезных, патологий.

Асцит не проходит самостоятельно и является декомпенсаций серьезных заболеваний, поэтому при следующих признаках следует, не теряя времени, обратиться к специалисту для уточнения причины их появления

Отрыжка

Изжога

Увеличение живота

Ноющая боль в животе

Расстройство пищеварения

Чувство распирания в брюшной полости

Экспресс диагностика хеликобактериоза (во время гастроскопии)
Биопсия пищевода с помощью эндоскопии
Биопсия тонкой кишки эндоскопическая
Биопсия ободочной кишки эндоскопическая
Биопсия двенадцатиперстной кишки с помощью эндоскопии
Биопсия желудка с помощью эндоскопии
Эзофагогастродуоденоскопия (ФГДС диагностическая (фиброгастродуоденоскопия))
Удаление полипа толстой кишки эндоскопическое
Удаление полипа тонкой кишки эндоскопическое
Эндоскопическое электрохирургическое удаление новообразования желудка
Эндоскопическое удаление полипов из пищевода
Видеоколоноскопия (ФКС диагностическая (фиброколоноскопия))
Тотальная внутривенная анестезия

Какие исследования необходимы для диагностики асцита?

В первую очередь, чтобы установить диагноз и определить причину асцита, необходим осмотр специалиста, а именно перкуссия (простукивание) и пальпация (прощупывание) живота.

Чтобы подтвердить предварительный диагноз и исключить другие состояния или заболевания врач может направить пациента на дополнительное обследование.

К лабораторным исследованиям, которые назначают при подозрении на асцит, относятся общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, бактериологическое исследование, биопсия печени. К инструментальным исследованиям – УЗИ, МРТ, диагностический лапароцентез (прокол).

Какие могут быть осложнения у асцита?

Несмотря на то, что сам асцит является осложнением одного из заболеваний, у него также могут быть осложнения. К ним относятся: смещение органов внутри брюшины, грыжи, сдавливание сосудов, гидроторакс (скопление жидкости в плевральной полости), спонтанный бактериальный перитонит, нарушение электролитного метаболизма, нарушение работы почек.

Какие прогнозы при асците?

Поскольку асцит является не самостоятельным заболеванием, а осложнением, то прогнозы на выздоровление полностью зависят от того, какая болезнь диагностирована у пациента.